Андрей Гершун
Анализ рисков логистической сети и обеспечение непрерывности
Непредвиденные ситуации случаются регулярно, поэтому необходимо учитывать при планировании устойчивость планируемой сети к возникающим рискам, например, аварии на объектах, изменение планов выпуска, отсутствие сырья, транспорта и т.п.
При проведении оптимизации необходимо учитывать возможность возникновения нештатных ситуаций (т.н. рисков), когда в результате технологических аварий или по другим причинам часть логистической сети не сможет функционировать вообще или выполнять свои технические характеристики. Например, в случае аварии на фронте налива невозможна отгрузка нефтепродуктов с нефтебазы или при аварии на железной дороге невозможно осуществлять доставку этим видом транспорта.
Существует несколько способов сохранить работоспособность всей логистической сети при возникновении рисков:
  • Увеличить количество промежуточных нефтебаз, создавая таким образом избыточные (резервные) мощности, которые можно будет использовать в случае отказа одной из нефтебаз.
  • Создать стратегический резервные запасы нефтепродуктов на нефтебазах, которые позволят "пережить" трудные времена в течение какого-то времени.
  • Увеличить количество возможных способов доставки нефтепродуктов до объекта логистической сети, например, с помощью нефтепродуктопровода и железнодорожного транспорта.
  • Повысить пропускные технические характеристики объектов логистической сети, которые могут быть задействованы при возникновении аварийных ситуаций.
При планировании логистической сети необходимо оценивать возможные риски выхода из строя отдельных объектов или маршрутов, а также оценивать их влияние на возможность выполнения плана реализации и повышения суммарных логистических затрат.


Создание резервных мощностей потребует существенных дополнительных расходов, поэтому при проведении анализе необходимо в первую очередь обращать внимание и дублировать объекты, в наибольшей степени влияющие на финальный результат (рост логистических расходов при 100-процентном обеспечении плана реализации). Например, если нефтебаза обслуживает АЗС определенного региона и в силу специфики географического расположения автодорог и расстояний поставки из других регионов затруднительны в случае выхода ее из строя.

Существует несколько подходов для анализа рисков, основывающихся на моделировании функционирования всей логистической сети при изменении пропускных характеристик отдельных объектов (например, при временном отказе одного из терминалов или отсутствии необходимого транспорта) или их полного исключения из сети (например, при возникновении аварии).

При планировании логистической сети необходимо также заранее находить ответы на разнообразные вопросы, связанные с повышением общей эффективности сбытовой сети, например, сколько стоит 100-процентное выполнение плана реализации с точки логистических затрат, не дешевле ли отказаться от части сбытовых объектов, если затраты на их обеспечение делают прибыль отрицательной.