Андрей Гершун
Оптимизация
логистической сети
для нефтепродуктов
Логистические расходы составляют огромную долю в себестоимости нефтепродуктов, поэтому их снижение за счет оптимизации цепей поставок является важной задачей.
Основными критерии успешно проведенной оптимизации на стратегическом горизонте является снижение логистических затрат включают в себя:
  • транспортные расходы на первичную логистику (тарифы на доставку нефтепродуктопроводами и железнодорожным транспортом)
  • вторичную логистику (тарифы на доставку автотранспортом до конечного потребителя - АЗС или мелкооптового покупателя)
  • расходы на хранение и перевалку нефтепродуктов, аренду и другие постоянные и переменный расходы, связанные с эксплуатацией нефтебаз.
Пропускные характеристики объектов, а также ограничения на пропускные мощности для различных видов транспорта сильно влияют на общую пропускную способность логистической сети.

Стоимость доставки по каждому из маршрутов определяется соответствующими тарифами.
В данном примере стоимость доставки нефтепродуктов определена в виде стоимости доставки 1 тонны на 1 км расстояния:
  • ж/д = 2 рубля/т-км
  • а/т = 3 рубля/т-км

Реальные формулы расчета тарифом могут рассчитываться по более сложным формулам и отличаться для различных направлений и условий доставки.


Расходы на нефтебазы включают в себя:

Постоянные расходы (руб/год):
  • заработная плата,
  • расходы на содержание,
  • арендная плата
  • и т.п.

Переменные расходы (руб/т):
  • тарифы на налив
  • стоимость хранения
  • и т.п.
Кроме этого, постоянные расходы на нефтебазы могут включать в себя затраты на текущие ремонты, а также амортизированную стоимость капитальных ремонтов и модернизаций.

При проведении оптимизации необходимо помнить о необходимости 100-процентного обеспечения плана реализации нефтепродуктов и не допускать ситуации, когда в результате часть потребителей останется без запланированного объема нефтепродуктов.