Логистические расходы составляют огромную долю в себестоимости нефтепродуктов, поэтому их снижение за счет оптимизации цепей поставок является важной задачей.
Основными критерии успешно проведенной оптимизации на стратегическом горизонте является снижение логистических затрат включают в себя:
транспортные расходы на первичную логистику (тарифы на доставку нефтепродуктопроводами и железнодорожным транспортом)
вторичную логистику (тарифы на доставку автотранспортом до конечного потребителя - АЗС или мелкооптового покупателя)
расходы на хранение и перевалку нефтепродуктов, аренду и другие постоянные и переменный расходы, связанные с эксплуатацией нефтебаз.
Пропускные характеристики объектов, а также ограничения на пропускные мощности для различных видов транспорта сильно влияют на общую пропускную способность логистической сети.
Стоимость доставки по каждому из маршрутов определяется соответствующими тарифами.
В данном примере стоимость доставки нефтепродуктов определена в виде стоимости доставки 1 тонны на 1 км расстояния:
ж/д = 2 рубля/т-км
а/т = 3 рубля/т-км
Реальные формулы расчета тарифом могут рассчитываться по более сложным формулам и отличаться для различных направлений и условий доставки.
Расходы на нефтебазы включают в себя:
Постоянные расходы (руб/год):
заработная плата,
расходы на содержание,
арендная плата
и т.п.
Переменные расходы (руб/т):
тарифы на налив
стоимость хранения
и т.п.
Кроме этого, постоянные расходы на нефтебазы могут включать в себя затраты на текущие ремонты, а также амортизированную стоимость капитальных ремонтов и модернизаций.
При проведении оптимизации необходимо помнить о необходимости 100-процентного обеспечения плана реализации нефтепродуктов и не допускать ситуации, когда в результате часть потребителей останется без запланированного объема нефтепродуктов.