В настоящее время в крупных ВИНК бизнес-процессы планирования производства и продаж нефтепродуктов сфокусированы на выполнении текущих планов и максимизации прибыли, что требует фокусировки на операционных и тактических задачах. Действительно, если цена на нефтепродукты часто изменяется (обычно в зависимости от сезона), то основную прибыль компания может получить за счет оперативного реагирования на ценовую ситуацию.
Если посмотреть на длительный период, то в силу своей непредсказуемости цены начинают играть все меньшую роль в получении компанией долгосрочных выгод. Вообще, если будет реализован сценарий государственного регулирования цен на нефтепродукты, то ВИНКам останется только возможность «маневра» только за счет снижения логистических издержек. Кто лучше сможет управлять своей логистикой, тот и победит.
При этом наличие эффективно выстроенной логистической сети не ограничивает возможности компаний на получении преимуществ за счет ценовых колебаний на оперативном горизонте, а только создает дополнительные возможности для маневра.
Получается, что все усилия сфокусированы на оптимизацию цепей поставок на текущем состоянии инфраструктуры, и недостаточно внимания оказывается оптимизации с учетом будущих изменений логистической сети и будущих расходов, а также ответам на вопросы:
- Какая должна быть логистическая сеть через несколько лет?
- Какой набор технических характеристик необходим для бесперебойного обеспечения сети АЗС компании?
- Какую цену компания готова за это заплатит
Поэтому при построении долгосрочных планов, компании в первую очередь нужно ориентироваться не на волатильную прибыль, а на оптимизации логистических затрат.