Андрей Гершун
Стратегическая и оперативная оптимизация цепей поставок нефтепродуктов
Задачи оптимизации можно разделить на оперативные (на горизонте от нескольких часов до одного месяца) и стратегические (на горизонте более одного месяца до 10-20 лет)
При решении задач оптимизации на оперативном уровне компания в первую очередь фокусируется на максимизацию прибыли (разницы между выручкой по цене реализации, себестоимостью нефтепродуктов и логистических услуг) за счет перенаправления потоков.

На стратегическом горизонте из-за сложности предсказания рыночных цен, для компании главной выходит задачу оптимизации логистических затрат и стоимости функционирования логистической сети за счет не только за счет распределения потоков, но и за счет выбора вариантов развития сети (списка необходимых объектов, их пропускных характеристик, транспортной инфраструктуры).
Дискретность модели логистической сети

Стратегические модели могут рассчитываться с различной дискретностью (год или месяц) в зависимости от поставленных задач.

При выборе шага моделирования логистической сети должны учитываться следующие факторы:
  • Планы реализации, графики отгрузки, планы ремонта и модернизации обычно определяются компаниями помесячно
  • Графики работы объектов логистических сетей также определяются помесячно
  • Ряд продуктов и транспортных маршрутов носит сезонный характер (северный завоз, летнее/зимнее топливо, пункты налива на некоторых НПЗ работают по месячным графикам)
Локальная и глобальная оптимизация

Нередки ситуации, когда дорогостоящие решения по модернизации нефтебаз принимаются исходя из учета локальных задач. При этом отсутствие учета других объектов логистической сети приводит к ситуации, когда вложенные средства невозможно окупить, так как существующий в регионе спрос покрывается другими нефтебазами.

Получается ситуация наличия в компаниях избыточных мощностей, которые никогда не будут использованы, хотя этой ситуации можно было бы избежать, если принять во внимание при планирование влияние и эффект от проведенной модернизации на всю логистическую сеть в целом, ее затраты и устойчивость.