Андрей Гершун
Проектирование
логистической сети
для нефтепродуктов
Главной задачей планирования развития логистической сети состоит в том, чтобы повысить ее эффективность с учетом устойчивости к возможным рискам.
Обычно развитие логистической сети для нефтепродуктов происходит через принятие решений по каждому из направлений оптимизации:
  • Сокращение неэффективных объектов перевалки
  • Изменение пропускных характеристик объектов (ремонт, модернизация и др.)
  • Приобретение, строительство или совместное использование других объектов
  • Временное использование чужих объектов
  • Выбор оптимальных комбинаций транспорта и маршрутов доставки
  • Создание условий для применения укрупненных партий доставки
  • а также других управленческих решений
Объемы нефтепродуктов, проходящие через логистическую сеть, обычно определяются:
  • количеством нефтепродуктов, необходимых для выполнения плана реализации на АЗС
  • планом производства на НПЗ или выделенным объемом нефтепродуктов, доступных для продажи.


Планы для различных видов нефтепродуктов различаются по причине различных предполагаемых объемов реализации, так и из-за различных пропускных характеристик объектов сети. Например, нефтепродуктопровод может использоваться только для прокачки дизельного топлива и 92-го бензина..

В зависимости от того, какой из двух параметров является определяющим, различаются методы планирования:
  • "pull" – планирование от объема реализации
  • "push" – от доступного количества нефтепродуктов на НПЗ
Пропускные характеристики объектов, а также ограничения на пропускные мощности для различных видов транспорта сильно влияют на общую пропускную способность логистической сети.


Для каждого из объектов логистической сети задаются ограничения на слив, хранение и налив нефтепродуктов.
Для каждого из объектов логистической сети задаются ограничения на слив, хранение и налив нефтепродуктов.

Пропускные характеристики различных объектов и транспортных маршрутов могут различаться для различных видов нефтепродуктов, например, для бензинов и дизельного топлива.


Соответственно решение задачи оптимального развития сети может потребовать генерации и проверки большого количества гипотез, поиска ответов на такие вопросы как:
  • Какие новые объекты (нефтебазы) необходимо открыть, взять в аренду или использовать совместно с другими компаниями?
  • От каких объектов необходимо отказаться (закрыть, законсервировать, отказаться от аренды)?
  • Для каких объектов, в каком объеме и когда надо проводить текущий поддерживающий ремонт, а для каких - проводить модернизацию и расширять пропускные характеристики?
  • Какие виды транспорта необходимо развивать компании для работы в регионе?
  • Какие требования предъявлять к сети АЗС и к поиску мелкооптовых клиентов для достижения конкурентных преимуществ при работе в регионе?