Андрей Гершун
Как устроены цепи поставок нефтепродуктов?
Логистическая сеть крупной ВИНК может состоять из сотен и тысяч различных объектов, между которыми существует множество вариантов поставки различными видами транспорта.
Логистическая сеть крупной ВИНК может состоять из сотен и тысяч различных объектов, которые включают в себя переработку, производство и сбыт нефтепродуктов, между которыми существует множество вариантов поставки различными видами транспорта (нефтепродуктопроводами, железнодорожным, водным и автотомобильным транспортом).

Все эти логистические объекты имеют собственные технические характеристики и ограничения, такие как максимально допустимые объемы перевалки, мощности сливных и наливных эстакад, объемы резервуаров для хранения.
Поставки нефтепродуктов могут осуществляться различными видами транспорта.

Часто используются комбинированные способы доставки, которые включают несколько способов доставки, например, железнодорожным и автотранспортом с перевалкой на нефтебазе.

Различные объекты обладают различными возможностями по транспортировке различных видов нефтепродуктов, например, раздельные нефтепродуктопроводы для бензинов и дизельного топлива по отдельным направлениям или различные емкости для хранения и фронты слива и налива для различных видов нефтепродуктов на нефтебазах и терминалах.

Также на логистику сильно влияет географическое расположение объектов сети, а также наличие доступных железнодорожных и автотранспортных дорог, ниток нефтепродуктопроводов.
Логистическая сеть определяется месторасположением объектов (нефтеперерабатывающих заводов, линейно-производственных диспетчерских станций, нефтебаз, автозаправочных станций), а также географией прохождением транспортных маршрутов.

Обычно, нефтебазы располагаются неподалеку от железных дорог, а АЗС – вдоль основных автомобильных дорог.

Существенная стоимость функционирования и развития логистической сети, а также поддержания объектов в работоспособном состоянии заставляет компании активно решать задачи оптимизации затрат.
Для целей моделирования логистическая сеть может быть представлена в виде направленного графа путей и расстояний между объектами.

Не все допустимые варианты маршрутов возможны, так как существуют ограничения, например, дальность доставки нефтепродуктов автотранспортом по законодательству должны быть ограничены дневным пробегом максимум 250 км (хотя в некоторых случаях компании отступают от этого правила).